Переход на формат работы из дома во многих компаниях был вынужденной мерой во время пандемии. Теперь опыт показывает, что такой формат организации рабочего процесса открыл ранее неизвестные возможности.
На портале психологической помощи «Понимаю» (ponimau.com) провели небольшой опрос тех, кто перешёл на формат работы из дома или, как это принято называть, удалённую работу. Хотя опрос нельзя называть репрезентативным в строгом смысле профессиональных социологических опросов, всё его данные довольно интересны, в особенно для HR-специалистов, которые стремятся следить за актуальными тенденциями на рынке труда.
Опрос портала показал, что среди перешедших на работу из дома мужчин в четыре раза больше, чем женщин. Отражает ли это реальную ситуацию в обществе — сказать трудно, однако примечательно в этом опросе другое, а именно то, что мужчины оказались вполне «домашними» и хозяйственными.
Почти все участники опроса сказали, что главное достоинство работы из дома — возможность не тратить время на дорожный трафик. Это наиболее очевидное преимущество. На втором месте по популярности ответы (так ответили 73% и 75% опрошенных) «могу нормально питаться» и «удобное рабочее место». Это показывает, что работа в офисе связана с тремя главными неудобствами:
Большинство специалистов по работе с персоналом легко согласятся с тем, что перечисленные три пункта относятся к тем, которым руководители компаний уделяют наименьшее внимание. Потому, что:
«других рабочих мест у меня для вас нет»
«у вас есть обеденный перерыв и ещё, вон, кофе-вендор стоит»
«вы должны быть на работе вовремя, остальное меня не волнует»
Ещё двумя наиболее популярными ответами стали «не привязан к одному месту» (58%) и «нет dress code» (55%).
Требование, чтобы работник всегда находился на своём рабочем месте, довольно типично. Во многих компаниях оно относится к разряду «неписанных правил», которые однако сильно влияют на оценку работы. В этом требовании отражается установка, унаследованная с советских времён — работник либо на рабочем месте, либо отлынивает от работы.
Понимание того, что качество работы не коррелирует с тем, находится ли сотрудник постоянно на определённом для него рабочем месте, в последние два десятилетия постепенно стало нормативным для компаний сферы IT. Подобная практика может быть применена и в некоторых других сферах бизнеса, но это связано с рядом сложностей и здесь у специалистов по работе с персоналом открытое поле для работы.
Кроме положительных моментов работы из дома участников опроса попросили отметить и негативные стороны. В этом вопросе было гораздо меньше единодушия. Четверть опрошенных указала в качестве главного недостатка наличие помех для сосредоточенности. Среди таковых примерно поровну у ответов «отвлекают дети», «мешают соседи» и «отвлекаюсь на новостные ленты».
Таким образом, по сути один, но главный негативный элемент удалённой работы заключается в отвлекающих факторах.
Для руководителя, который сам руководствуется принципом «работа в офисе дисциплинирует работника», наличие отвлекающих факторов может выглядеть чрезвычайно серьёзным недостатком.
Однако этот недостаток в действительности заметно компенсируется перечисленными выше преимуществами. Экономия времени (это несколько часов в условиях мегаполиса), а также дополнительная свобода в самоорганизации рабочего времени позволяют выполнять работу и справляться с отвлекающими факторами.
В то время как при работе в офисе — и специалисты по персоналу это хорошо знают — люди часто ищут возможности отвлечься и пользуются этим при первой же возможности.
Получается, что давление внешней дисциплины подталкивает людей уклоняться от неё, а в ситуации работы из дома включается обратное — самодисциплина, помогающая справиться с отвлекающими факторами.
Об этом же говорят и ответы о том, что люди, работая из дома, успевают сделать в течение дня помимо работы. Большая часть (65,5%) ответила, что занимается только работой. То есть, треть респондентов заявила о своей способности к самодисциплине.
При этом 45% ответили, что также успевают готовить еду, и ещё по четверти опрошенных занимаются уборкой и уделяют время детям. Ещё 11% выгуливают собак. Напомним, что большинство отвечавших — мужчины. Всё это подсказывает, что удалённая работа положительно сказывается на семейной жизни, а также на эмоциональном состоянии сотрудников.
Действительно, большинство респондентов отметили улучшение своего эмоционального и физического состояния после перехода на «удалёнку». А как это сказывается на эффективности работы?
Руководители и сотрудники компаний, принявшие участие в опросе РБК Pro и онлайн-школы IT-профессий ProductStar, в большинстве своём не заметили снижения эффективности работы или даже отметили её повышение (51% против 31%). При этом, хотя голоса руководителей по ряду вопросов о работе из дома расходились, в одном они сошлись: на качество работы в первую очередь влияет мотивация и профессиональные умения сотрудников, а не формат их работы. Так думают 79% «удаленщиков» и 74% офисных руководителей. Противоположное мнение только у 10% «удаленщиков» и 24% работников офиса.
Как уже было сказано выше, главная проблема работы вне офиса для руководителей — это потеря полного контроля и ослабление «командного духа». Кроме того, для руководителей старшего поколения (45+) «удалёнка» неудобна тем, что нарушает привычные модели коммуникации с сотрудниками.
При этом и в опросе руководителей (РБК), и в опросе сотрудников на «удалёнке» («Понимаю») присутствуют положительные высказывания о работе в офисе — это повышает качество профессионального взаимодействия, позволяет ощущать себя в команде, а также отвлекаться от бытовых домашних забот.
Таким образом, в формате работы из дома уже чётко определяются свои плюсы и минусы.
В итоге мы должны констатировать, что формат «удалённой работы» уже стал характерной чертой современного профессионального процесса. Более того, HR-специалисты и руководители компаний нередко сталкиваются с тем, что соискатели в большей степени заинтересованы в работодателях, предлагающих или готовых рассматривать вариант работы из дома, а компании, отказывающиеся от этого, склонны расценивать как консервативные и несовременные.
Поэтому в поиске и наборе квалифицированных сотрудников теперь нужно учитывать эту новую реальность на рынке труда. Профессиональное кадровое агентство — это надёжный инструмент в решении такой задачи. Если вас заинтересовало, какие варианты решений есть у Кадрового агентства Екатерины Маниной, то вы можете узнать об этом прямо сейчас. А также рекомендуем посмотреть вот это интервью с бизнес-юристом Аидой Земляновой о трудовом праве и самозанятости.