Умение выстраивать общение с разными людьми — вовсе не признак хитрого манипулятора, а профессиональный навык, необходимый в профессии HR-специалиста.
Ни для кого не секрет, что люди определённой профессии часто более склонны к определённому стилю общения. Так, если перед нами чиновник или сотрудник банка, то мы не удивимся, когда услышим типично бюрократическую речь. Общаясь с юристами или врачами, нам также будет привычно услышать характерный для этих профессионалов способ высказываться. Такой способ, как и речь бюрократа — характерен для людей,наиболее часто использующих в жизни функциональный стиль коммуникации.
Подробно четыре стиля коммуникации мы рассмотрели в прошлой статье. Сейчас лишь напомним, как они связаны с нашей эмоциональной и рациональной сторонами:
Эмоциональность | Личностный | Функциональный | Рациональность |
Интуитивный | Аналитический |
Большое исследование компании Leadership IQ, охватившее около миллиона человек, выявило, что люди разных профессий используют все четыре стиля общения, но один или два стиля всегда оказываются в преимуществе.
Например, среди финансистов в одинаково высокой степени (30%) оказались развиты аналитический и интуитивный стили коммуникации. То есть, для финансистов в целом характерно умение оперировать данными и множеством цифр, но при этом столь же часто среди них встречаются те, кто склонен «думать быстро», представлять себе «картину целиком» (thinking big), не вдаваясь в подробности.
При этом 22% финансистов, то есть примерно каждый пятый, не такие уж сухари или вдохновенные визионеры, они способны к душевному, эмоциональному общению — в чём суть личностного стиля. При этом заметно меньше (всего 18%) представителей этой профессии умеют быть тщательно скрупулёзными и сосредоточенными на процессах, что выглядит несколько неожиданно.
Кстати сказать, скрупулёзность и внимание к процессам — главная черта функционального стиля коммуникации — вообще наименее популярный способ общения. Наиболее высокий показатель (25%) по умению использовать функциональный стиль общения оказался у специалистов HR, что как раз не удивительно.
Использовать подходящий стиль общения — признак человека с развитыми коммуникативными способностями. Обратное — когда человек не обладает таким умением, то он всегда использует наиболее удобный и привычный для него самого стиль. Это снижает вероятность того, что он всегда будет правильно понят.
Мало того, если человек ещё и обижается на то, что «его не смогли понять», то это — явный маркер того, что человек и не пытался быть понятным. Что нередко может восприниматься, как неуважение к аудитории или собеседникам. В особенности, если ваш стиль общения игнорирует их эмоции.
Выбирать правильный стиль общения — не только метод, позволяющий наладить взаимопонимание, но и разумный способ проявить уважение к тем, с кем вы общаетесь.
Чтобы определить, какой стиль общения предпочтителен с конкретными людьми, следует обратить внимание на то, как они отвечают на вопрос о том, на что они могут потратить своё время. Представьте, что вы обращаетесь к начальнику или группе коллег с просьбой уделить вам немного времени, чтобы кое-что обсудить. При этом вы не настаиваете, а именно спрашиваете, могут ли они уделить вам время, но это вовсе не обязательно.
Если нет возможности задать подобного рода вопрос и получить ответы, то можно отследить невербальные сигналы, например, во время презентации. Закатывание глаз, признаки скуки, сложенные крест-накрест руки, постукивание пальцами по столу — признаки того, что вы выбрали неподходящий стиль коммуникации.
Следует также отметить, что стиль общения руководителя, как правило, оказывает существенное влияние на способы делового общения ведущих специалистов. Сильные лидеры часто задают тон и культуру на своем рабочем месте, что включает в себя и способы общения сотрудников между собой.
Развитие коммуникативных навыков, которые позволят вам с успехом использовать подходящие к рабочей ситуации стили коммуникации — важная самостоятельная работа HR-специалиста. Помочь вам в установлении эффективной коммуникации с высококвалифицированными специалистами, которых вы рассматриваете как ваших потенциальных сотрудников — задача отдела точечного рекрутинга нашего кадрового агентства.