Новогодний корпоратив — событие, ожидаемое в любой компании. Однако кто-то ждёт его с радостью, а кто-то с отвращением. В чём причина нелюбви к корпоративам, ответим в этой статье.
По неписанному правилу организация корпоративов находится в списке задач HR-службы. В какой-то мере это соответствует традиции, унаследованной ещё от советских отделов кадров, в обязанности которых входила организация не только рабочего времени, но и досуга работников.
Само понятие «корпоратив» вошло в наш язык в 90-е, вместе с другими бизнес-заимствованиями. Но примечательно, что это вроде бы английское слово на самом деле является русским изобретением.
В 80-х в английских и особенно американских компаниях стало популярно выражение corporate event, то есть буквально «корпоративное мероприятие». С тех пор этим словосочетанием обозначается какое-либо событие, которое компания устраивает для своих партнёров и клиентов.
А вот праздничные застолья и увеселения для сотрудников никогда так не назывались. Издавна и по сей день их называют office party, «офисная вечеринка». В языке советских служащих для обозначения таких празднований в составе трудового коллектива бытовало забавное словечко «сабантуй». Это татарское слово означает собственно праздник, а в кругах советской интеллигенции оно стало обозначать коллективно организованное «культурное застолье» коллег по работе.
HR-специалисты направили своё профессиональное внимание на офисные вечеринки примерно тогда же, когда в компаниях стали всерьёз уделять внимание вопросам корпоративной культуры и мотивации сотрудников. В западных странах это началось в конце 70-х, в России стало актуальным ближе к началу нового века.
Конечно же, далеко не все «офисные вечеринки» проходят с организационным участием специалистов по работе с персоналом. Как правило, эйчары занимаются организацией наиболее крупных корпоративных событий для сотрудников. Однако и любой начальник подразделения, когда принимает решение или даёт разрешение на проведение офисной вечеринки, в большей или меньшей степени осознаёт её значимость именно как корпоративного мероприятия. Потому, что в хорошо организованном корпоративе присутствуют как минимум две из четырёх основных функций.
Очень часто сотрудникам нужно не только материальное вознаграждение. Не менее важным для них является возможность почувствовать, что руководители проявляют к ним простое человеческое уважение. Оно демонстрируется тем, что руководитель не просто разрешает, но и принимает участие в организации и проведении неформального празднования чего-либо коллегами по работе.
Руководство даже может выступать инициатором и спонсором офисной вечеринки (причём не обязательно в офисе, а с выходом сотрудников в какое-то заведение), что служит дополнительным эмоциональным вознаграждением за хорошую работу. Эту функцию вознаграждения руководителям компании не следует замалчивать — наоборот, об этом следует говорить прямо. Людям приятно, когда начальство делает что-то специально для того, чтобы порадовать своих работников и отметить их успехи.
В неформальной атмосфере вечеринки люди склонны вести себя более открыто. Молчаливый сосед по кабинету может оказаться для кого-то интересным собеседником, а несносная болтушка — весёлой заводилой разных конкурсов.
Коллективные игры, которые стали органичной частью многих корпоративов, также являются хорошим средством для налаживания межличностных отношений.
Руководители и специалисты по персоналу, умело наблюдая за таким взаимодействием, могут сформировать лучшее понимание того, как следует распределить рабочие функции в трудовом коллективе. Кроме того, именно в неформальном групповом взаимодействии более наглядно проявляется приверженность сотрудников корпоративным ценностям или же их игнорирование, чему HR-специалисты тоже должны уделять профессиональное внимание.
Неформальная атмосфера корпоратива способствует тому, чтобы сотрудники, недавно пришедшие на работу, быстрее познакомились со своими новыми коллегами и «встроились» в коллектив. Сближение на личном уровне новичка и кого-то из уже опытных сотрудников часто способствует тому, что новые сотрудники быстрее осваиваются и начинают показывать большую эффективность в работе.
Стресс на рабочем месте — наиболее типичная ситуация для множества современных офисных работников. Зачастую выходных не хватает для того, чтобы произошла нужная «разрядка». Корпоратив служит хорошим средством снятия накапливающегося стресса.
Кроме того, более свободное общение нередко становится подходящим средством и для разрешения некоторых видов межличностного напряжения, возникающего между сотрудниками. Порой это происходит само собой, особенно когда оказывается, что повод для напряжения был не так уж серьёзен, но иногда для этого требуется и грамотное участие руководителя или специалиста по работе с персоналом.
Не так давно онлайн журнал банка «Тинькофф» провёл опрос своих читателей о том, почему им нравится участвовать в корпоративах.
Вот основные положительные моменты, отмеченные участниками опроса:
Однако случается, когда непродуманность или даже просто неправильная организация корпоратива превращает его в мероприятие, неприятное для сотрудников, которого они стыдятся или стараются избежать.
Если к этому добавляется ещё и необходимость доплачивать за блюда, поскольку не были учтены чьи-то пищевые особенности, то о сплочении коллектива и развитии дружеских отношений говорить вряд ли приходится.
Такие корпоративы воспринимаются как барские прихоти и подхалимство кадровиков.
Такие мероприятия скорее контр-продуктивны для настройки корпоративного духа и лояльности сотрудников.
Положительное и отрицательное отношение — вполне обычное явление в любых компаниях. Однако нетрудно заметить, что чаще всего причиной неудачи корпоратива становится либо его чрезмерная заорганизованность, либо, наоборот, попустительское отношение и непонимание его рабочих функций.
Нередко для того, чтобы провести большой корпоратив, нужны усилия профессионалов, способных подать качественные идеи и грамотно их реализовать. Для кадрового агентства Екатерины Маниной вопросы развития трудового коллектива и мотивации сотрудников, в частности корпоративные мероприятия — часть профессиональной деятельности, наряду с массовым и точечным подбором персонала. Мы хорошо понимаем важность этой работы и готовы предложить испытанные методы решения таких вопросов.