Переманить специалиста — Этично ли это? Насколько это юридически чисто? Какова эффективность? На эти и другие вопросы постараемся ответить в этой статье.
В своей знаменитой книге «Государь» Николло Макиавелли дал несколько вредных советов о том, как должен вести себя настоящий тиран. Однако многие, не поняв его сарказма, восприняли эту книгу буквально. В этой статье мы попробуем стать анти-макиавелли и дать несколько полезных советов, которые, однако могут показаться вам циничными. Если же, по прочтении этой статьи, вы не сочтёте их такими уж циничными, то вы — макиавелли эйчара.
В профессиональном сленге маркетологов и экономистов компании, занятые в конкурентной борьбе на каком-либо рынке, принято называть «игроками». Эти игроки играют в очень серьёзные игры. «Охота за головами» является одной из них.
Три главных правила игры в переманивание специалиста:
Цель игры — заронить семя сомнения в ценность продолжения трудовых взаимоотношений с той компании, в которой работает специалист, на которого вы ведёте охоту. А ещё лучше — зерно недовольства. Впрочем, если ваш кандидат — опытный профессионал, то вам скорее всего придётся иметь дело с семенами, а не зёрнами. Подробнее об этом будет сказано ниже.
Простой найм, то есть точечный подбор специалистов, имеет свои сложности, но в целом проще, чем игра в переманивание. Однако у последнего есть два несомненных преимущества для владельца бизнеса.
Переманивание специалистов из компаний, не являющихся вашими конкурентами — это тоже «охота за головами», но цель этой охоты не в переманивании к себе специалиста, работающего на конкурента, а в том, чтобы найти подходящего кандидата на нужную должность, не инвестируя в его обучение и развитие. Потребуется только переобучение, то есть подстройка под свою систему, а это всё же менее затратно.
Конечно же, конкурент, у которого вы «увели» специалиста, будет со всей капиталистической ненавистью называть это неэтичным и аморальным поведением. Однако откажется ли ваш конкурент от такой же возможности — переманить к себе специалиста у вас или у другого своего конкурента?
Социальная психология хорошо знает принцип «предрасположенности в свою пользу». Это значит, что конкурент, переманивая вашего специалиста, будет столь же прочно уверен, что его действия — это часть естественной конкурентной борьбы, как и в том, что если вы переманиваете его специалиста — это нарушение негласных этических правил. Негласные правила тем и хороши, что они как дышло — всегда можно повернуть так, чтобы в свою пользу вышло.
Так что оправдания не принимаются.
Однако этот вопрос может быть рассмотрен и с юридической точки зрения. Это наиболее правильный способ. Без эмоций, чисто по фактам.
Юрисдикция трудовых отношений говорит нам, что главное и единственное значение имеет договор между нанимателем и гражданином, продающим нанимателю свои услуги.
Его основные положения всегда таковы:
Соответственно, любой сотрудник компании может сам выбирать и решать — продолжать ли ему работать в данной компании или перейти в другую, или вообще сменить карьеру, сферу деятельности и места жительства. Ни одна компания не имеет законных прав запретить это своим сотрудникам.
Однако, некоторые умные юристы в компаниях могут вписывать в трудовой договор так называемые «соглашения о неконкуренции», подсмотрев такое в практике некоторых западных стран. Однако законодательство Российской Федерации эту практику относит к разряду «ничтожной». Трудовым законодательством она не предусмотрена. Более того, как и во многих западных странах, такая хитрость юристов компании признаётся дискриминационными действиями, нарушающими Конституцию РФ и Трудовой Кодекс. Вторая статья ТК прямо запрещает включать в трудовой договор «условия, ограничивающие права или снижающие уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права».Тем не менее, следует сделать следующую оговорку: имеющаяся судебная практика показывает, что опция «соглашения о неконкуренции» всё же может рассматриваться судом как имеющая юридическую силу в некоторых случаях решения споров между собственниками бизнеса и партнёрами. К таковым могут относиться те представители высшего менеджмента, которые получили или могут официально претендовать на долю в бизнесе.
Следовательно, понятие «переманивание сотрудников» может рассматриваться только в отношениях между компаниями, а не между сотрудником и компанией. Сотрудник и компания имеют только договорные условия, в которых ни о каком «переманивании» или требовании «сохранять лояльность компании во что бы то ни стало» речи идти не может.
Могут ли компании заключить между собой договор, в котором обязуются не переманивать к себе сотрудников другой стороны договора? Да, теоретически, может быть такой договор, даже оформленный юридически. Но знаем ли мы о факте существования таких договоров между компаниями, обвиняющими конкурентов в неэтичных действиях по переманиванию сотрудников? Нам такие факты неизвестны.
Хотя игроки (подразумеваем маркетинговую терминологию) часто обвиняют друг друга в беспринципности, эти обвинения, как мы сказали выше, являются всего лишь одним из принципов игры. Другие принципы таковы:
Все контакты со специалистом другой компании должны происходить только в частном порядке. В первую очередь это необходимо для того, чтобы не усложнить жизнь вашему кандидату, что отрицательно скажется и на вашей цели. Вряд ли кто-то захочет идти на работу к тому, кто испортил ему уже имеющуюся карьеру.
Классные специалисты, как правило, хорошо представляют себе уровень своей компетенции. К тому же они, наверняка, уже привыкли к словесным поощрениям, так что легко отличают формальность и лесть от заслуженной похвалы. А если кто-то не отличает, то стоит задуматься, нуден ли вам такой специалист.
Пока специалист работает в какой-то компании, он так или иначе ассоциирует себя с ней. Прямолинейный выпад против того, как работает эта организация, скорее вызовет сопротивление, сознательное или бессознательное, нежели согласие. К тому же человек когда-то сделал выбор в пользу этой организации, а это значит, что будет работать правило «оправдания своего выбора», хорошо известное социальным психологам. Только если ваш кандидат уже пребывает в латентном конфликте со своим руководством, он согласится с прямолинейным негативным высказыванием о нём. Но такого специалиста и переманивать,в общем-то, не нужно — он уже готов уйти.
Это правило непосредственно связано с предыдущим. Недовольство специалиста своим положением в компании может быть той «кнопкой старта», активирующей стремление сменить место работы. Просто обещаний «лучшей жизни» может быть достаточно для молодого специалиста, но опытные, высококлассные профессионалы уже выработали иммунитет к пустым обещаниям. Поэтому будьте честны и предлагайте реальные перспективы и выгоды. Если они у вас есть.
И, наконец, позаботьтесь о юридической и другой формальной чистоте вашей сделки. Как говорят игроки в покер, не пеняй на карты, если не умеешь играть.
Всё это выглядит сложно? Да, вникать во все эти тонкости и премудрости непросто.Однако есть люди, которых профессия обязывает вникать и понимать все эти писаные и неписаные правила игр серьёзных бизнесменов. Такие люди работают в нашем кадровом агентстве и они уже сейчас готовы ответить на любые ваши вопросы.