Оперативное закрытие вакансии, иногда, решая одну проблему, может создать новую, которая называется «неподходящий сотрудник». О том, что делать с этой проблемой, расскажем в этой статье.
2024 год в календаре HR-специалиста вполне может быть обозначен как «год дефицита кадров». Однако недостаток работников на рынке труда не означает, что опасность найма неподходящего сотрудника стала менее вероятной. Наоборот, повышенный спрос при недостаточном предложении на рынке труда повышает вероятность того, что у вас в штате окажется человек, наиболее точная характеристика для которого — неподходящий сотрудник.
О том, что вы наняли «не того человека», становится понятно не сразу. Традиционно принятый испытательный срок помогает выяснить это, но это срабатывает не всегда. В большинстве случаев испытательный срок в первую очередь нужен самому работнику, чтобы понять, стоит ли оставаться на этой работе.
Руководителям, чтобы понять, что в штате находится неподходящий для работы на данной должности или даже в данной компании человек, нужно больше времени. Поскольку в определении неподходящего сотрудника есть своя сложность.
Как правило, в первую очередь об этом говорят низкие личные показатели — KPI, индивидуальный план и др. Однако в течение стандартных трёх месяцев испытательного срока новому сотруднику едва ли возможно начать выдавать высокие показатели. То же самое касается и руководящего состава с испытательным сроком в 6 месяцев. Поскольку более долгий испытательный срок соответствует более сложной работе, достижение высоких показателей на руководящей должности требует большего времени.
Кроме того, хотя наниматель хочет увидеть быструю отдачу от новых сотрудников, далеко не все в действительности на это способны. Согласно большому исследованию агентства Gallup, только 29% сотрудников чувствуют себя готовыми быстро показать высокие результаты на новом месте работы. При этом надо понимать, что «чувствовать себя готовым» и в действительности быть способным — не одно и то же.
Тем не менее, аккумулируя данные нескольких профессиональных источников, можно составить следующий список признаков. Вы можете быть уверены, что у вас в штате неподходящий сотрудник, если он или она:
Не обязательно все 10 признаков должны проявляться, но при наличии пяти вы можете не сомневаться, что у вас в штатном расписании — проблема, требующая срочного решения.
Для выявления этих признаков, как правило, недостаточно испытательного срока. Может потребоваться не менее года, чтобы составить обоснованное суждение о работнике.
Проблема неподходящего сотрудника требует оперативного решения, потому что такой сотрудник уже приносит вам убытки и неизбежно принесёт новые.
Во-первых, потому что компания уже несёт потери:
Во-вторых, неподходящего сотрудника просто необходимо заменить, а это значит, что в убытки надо записать:
А также юридические риски, при возникновении трудовых споров между работником и работодателем, и потери от упущенных возможностей, которые, опять же, могут быть следствием всех вышеозначенных проблем.
Отнюдь не всегда в недавно нанятом сотруднике, не показывающем ожидаемых результатов, следует сразу же видеть неподходящего сотрудника. Вполне может быть, что человек старается, но ему что-то мешает — либо недостаток квалификации, либо человек оказывается просто «не на своём месте».
В первом случае специалист по работе с персоналом должен позаботиться о том, чтобы помочь сотруднику повысить свою квалификацию — пройти тренинг или дополнительное обучение, получить помощь опытного наставника и т. п.
Соответственно, нужно провести объективную и задокументированную оценку профессиональных качеств и навыков сотрудника, чтобы затем предложить ему последовательный план саморазвития и улучшения показателей.
Во втором случае следует подумать о смене штатной позиции сотрудника, переводе в другой отдел или на другую должность, переназначении зоны ответственности. Вполне может быть, что человек, нанятый для работы на «первой линии» обслуживания клиентов, окажется «на своём месте» в бэк-офисе или в службе поддержки пользователей.
При этом так же, как и в первом случае, потребуется провести объективную оценку профессиональных и личных качеств сотрудника, но уже с ориентацией на возможность его переназначения.
Дополнительное обучение или переквалификация сотрудника — это хороший вариант. Но нередко эйчару приходится действовать и по плохому варианту. Вероятно, даже чаще, чем, по хорошему.
Если всё-таки нужно увольнять сотрудника, вот несколько полезных для грамотного выполнения этой процедуры правил:
Итак, важно методически правильно и своевременно определить наличие неподходящего сотрудника в штате. Затем необходимо провести корректные мероприятия по переназначению или замене данного сотрудника.
Конечно же, лучше всего принять необходимые меры, чтобы изначально уменьшить вероятность попадания в штат неподходящего сотрудника. Этому помогает правильная организация процесса подбора персонала, грамотное форматирование и размещение соответствующей информации и ряд других действий, с которыми умело справляются специалисты Кадрового агентства Екатерины Маниной. В частности, мы обеспечиваем качественные и релевантные контакты перспективных соискателей. Это называется профессиональная лидогенерация.