Роботизация HR-процессов является единственным средством снижения стоимости подбора — так ли это, рассмотрим в этой статье.
Далеко не всегда руководители предприятий согласны с тем, что привлечение кадрового агентства позволяет снизить затраты на поиск и подбор персонала. Многие уверены в том, что обратиться в кадровое агентство — всё равно что нанять больше сотрудников в свой отдел кадров.
Основания для такого мнения есть, ведь многим HR-специалистам знакома такая ситуация, когда сотрудники внутренней кадровой службы работодателя и внешнего кадрового агентства заняты по сути параллельной работой.
Однако снизить стоимость подбора персонала, обращаясь в кадровое агентство, всё возможно. Для этого нужно, чтобы услуги кадрового агентства дополняли функции собственной кадровой службы, а не дублировали их. О том, как это сделать и на что обратить внимание в условиях кадровых агентств, мы писали вот в этой статье.
Существенным бустером эффективности кадровой работы в наше время стала автоматизация и цифровизация процессов. В последние годы всё больше говорится о внедрении в работу с человеческими ресурсами искусственного интеллекта, а также о роботизации первичных контактов с кандидатами.
В России (по данным опроса СТО) в 2024 году уже 68% компаний решились на использование различных средств автоматизации и компьютеризации процесса подбора персонала, включая использование искусственного интеллекта. Финансовый эффект от этого оценивается пока всего лишь в 5%.
Самым популярным инструментом такой автоматизации стало использование голосовых роботов для звонков кандидатам и первичных интервью. Адепты этого направления, естественно, всеми силами стараются подчеркнуть его преимущества. Однако, если проанализировать их данные очень сухо и рассудочно, то восторгам остаётся не так уж много места.
Как правило, говорится, что использование голосовых роботов «показывает высокую эффективность», поскольку:
Вроде бы, всё замечательно, но… Сами же эти адепты автоматизации сообщают мелким шрифтом, что «робот не заменяет рекрутера полностью, а дополняет его работу, беря на себя рутинные задачи и освобождая время для более сложных процессов отбора и оценки кандидатов».
То есть, вы задействуете роботов, чтобы они выполняли часть работы рекрутеров, но ваши штатные рекрутеры никуда не деваются — и уменьшать их зарплату совершенно не резонно. Даже наоборот, её бы надо увеличить, поскольку их работы становится более квалифицированной.
И вот, не получается ли так, что вы по прежнему платите вот столько-то своим рекрутерам, и ещё пол-столько за использование роботов?
И второй сомнительный момент — якобы высокий уровень удовлетворённости кандидатов от общения с роботами. В отчётах пишут: около 80% респондентов относятся к голосовым роботам нормально. Но это ведь значит, что не менее чем каждый пятый кандидат отказывается разговаривать с роботом.
Далее: из тех кандидатов, что нормально отнеслись к разговору с роботом, выражали готовность продолжать контакт около 70%. А это ведь значит, что в общем почти половина кандидатов (более 44%), которых обзванивают роботы, «отваливаются» либо сразу же, либо после первого разговора.
А как приведённые выше цифры «бьются» с данными об эффективности первичных обзвонов рекрутерами работодателя или кадрового агентства? Точные данные могут довольно сильно варьироваться в зависимости от региона и сферы бизнеса, но есть некоторые выработанные на практике цифры:
Однако грамотное использование современных средств коммуникации, как отмечают многие эксперты, позволяет увеличить конверсию на первичном этапе до 75-80%.
Таким образом, по сравнению с обычной работой рекрутеров, пользующихся мессенджерами и другими электронными средствами коммуникации, использование голосовых роботов позволяет несколько снизить процент недозвона, однако не сильно влияет на показатель конверсии на первичном этапе.
Помимо этого, как отмечают эксперты, следует учитывать, что люди старшего возраста гораздо чаще молодых людей реагируют негативно на вынужденное общение с роботом. То же самое относится к пассивным соискателям. Более лояльны к роботам люди технических профессий и те, кто уже имел опыт взаимодействия с ними.
Говоря о современных условиях на рынке труда, нельзя не сказать о повысившейся значимости такого показателя, как скорость подбора. Поскольку сейчас конкуренция за работников между работодателями очень высока, особенно в области массового персонала, выигрывает тот, кто может обеспечить более оперативное проведение перспективного кандидата через процесс отбора.
Интеграция программных продуктов и общая цифровизация HR-процессов, в частности, автоматизация первичных звонков кандидатам позволяет ускорять сроки подбора практически вдвое по сравнению с практикой прошлых лет. Это, безусловно, повышает общую эффективность деятельности сотрудников кадровой службы работодателя или профессионального кадрового агентства, обеспечивающих массовый подбор персонала.
Важно отметить, что на ускорение и, соответственно, снижение стоимости подбора персонала влияет на сама по себе автоматизация, а грамотная оптимизация HR-процессов. Такая оптимизация должна обеспечивать:
Нетрудно заметить, что перечисленные показатели — типичные качества, которыми описывается работа профессионального кадрового агентства. Учитывая это, работодатель всегда может просчитать, что действительно поможет снизить стоимость подбора персонала — вложения в роботизацию собственной кадровой службы или привлечение кадрового агентства, рабочие процессы которого уже оптимизированы и автоматизированы.
Кроме того, кадровые агентства могут предложить специальные условия, снижающие стоимость подбора. Например, наше Кадровое агентство Екатерины Маниной предоставляет скидку 10% при обращении через форму заявки на нашем сайте.