Как правильно составить резюме? Запрашивать резюме соискателя работы в последнее десятилетие стало распространённой практикой, однако до сих пор у многих людей составление такого резюме вызывает трудности. В частности, ещё и потому, что предлагаемые в различных текстовых редакторах шаблоны для написания резюме нередко предлагают форму CV, что означает Curriculum vitae, то есть “жизнеописание”. Однако между CV и простым резюме соискателя работы есть разница, о которой следует знать. Она заключается в том, что в европейской и особенно американской практике:
Второе, как правило, используется в академическом мире и сфере высшего образования, а вот первое – при обычном найме на работу.
Почему важно знать это отличие?
Хотя в нашей действительности и первое, и второе называются одним и тем же словом, подбирая шаблон для своего резюме, следует понимать, что развёрнутое жизнеописание требуется далеко не всегда.
Специалист по подбору персонала уделяет просмотру резюме соискателя в среднем не более 30 секунд, а нередко гораздо меньше. Нетрудно догадаться, что краткая форма резюме существенно предпочтительнее.
Даже если у вас за плечами большой опыт работы, всё равно лучше придерживаться следующего правила:
Вы только начинаете карьеру | 1 страница |
Ваш опыт менее 10 лет | 1 страница максимум |
Ваш опыт от 10 до 15 лет | 1 страница лучше двух |
Ваш опыт более 15 лет | 2 страницы допустимы, но не более |
Студентам и только что окончившим ВУЗ делать длинные резюме крайне не рекомендуется. Вряд ли в них будет то, что действительно нужно нанимателю, а избыточная нерелевантная информация вызовет скорее негативную реакцию.
Кроме того, позаботьтесь о том, чтобы взгляд специалиста по персоналу быстро и легко выхватил из текста всё самое важное. Для этого содержание резюме должно быть чётко структурировано, разбито на тематические блоки, которые визуально отделены друг от друга.
В настоящее время уже выработался стандартный набор тематических блоков:
Вместе с блоком персональной информации и контактов всего получается шесть секций. Данные в них должны быть представлены в максимально удобной для быстрого ознакомления форме – в виде маркированных списков, где в каждом пункте не более двух, максимум трёх строк. Выделенные заголовки, короткие фразы и компактные формулировки, как говорится, без лирики. Соблюдая такой стандарт, вы не только облегчаете жизнь специалисту по персоналу, но и демонстрируете уважение к его работе и своё понимание специфики деловой документации.
Обычный, «классический» вид резюме предполагает, что тематические блоки следуют сверху вниз один за другим. Однако если такое форматирование не задано нанимателем или агентством (соискателям могут предложить заполнить резюме по уже заданной форме), вы можете позаботиться об удобном для восприятия виде резюме, расположив блоки в двух колонках. Такой формат размещения текста на странице несложно задать самостоятельно в текстовом редакторе, а можно воспользоваться онлайн-сервисами с соответствующим шаблоном, если не хочется возиться с настройками.
А что писать в резюме? Вопрос содержания резюме столь же важен, как и его внешний вид. Ответ на него таков: содержание резюме зависит от его цели.
Краткая справка о профессиональном опыте и навыках составляется не на все случаи жизни, а для определённой цели – получить должность в той организации, куда направляется резюме. Соответственно, в резюме должно быть указано только то, что подчинено этой цели. Всё, что с этим не связано, будет «информационным мусором», и чем его там будет больше, тем больше вероятность того, что ваше резюме окажется в мусорной корзине.
Если вы пишете резюме на соискание должности специалиста по маркетингу, то сведения об подработке продавцом в магазине игрушек едва ли уместны. Резюме соискателя работы – это не рассказ о себе любимом, а заявка на соответствие определённой должности в организации. Именно на этом и должно быть сфокусировано ваше резюме. Того, что не имеет к этому отношения, в резюме быть не должно.
Выше было сказано, что лучше всего резюме уместить на одну страницу. Если вы претендуете на руководящую позицию и у вас имеется обширный опыт, резюме может быть расширено до двух страниц. Но и в этом случае необходимо тщательно отобрать релевантные данные, чтобы не создать ощущения, что в резюме записано всё подряд – вряд ли это будет хорошей характеристикой потенциального руководителя.
Итак, в резюме нужно кратко представить имеющийся у вас опыт работы, релевантный той должности, на которую вы претендуете, а также обозначить свои hard and soft skills, то есть квалификацию, умение пользоваться профессиональным инструментарием и методами, а также соответствующие личные деловые качества.
Опыт работы по давно сложившейся традиции прописывается обратном хронологическом порядке, от самого недавнего к более раннему. Пункты этого блока должны быть представлены маркированным списком, в каждом пункте – указание должности и очень краткое перечисление показателей вашей эффективности на этом месте работы. Например:
В блоке профессионального опыта не нужно указывать весь свой «послужной список». Достаточно двух-трёх недавних мест работы или занимаемых должностей с четырьмя-пятью пунктами о показателях эффективности. Потенциального нанимателя интересует в первую очередь ваш актуальный деловой потенциал, а не история вашего успеха.
Понятно, что порой человеку самостоятельно довольно нелегко решить, какую информацию о себе считать релевантной резюме, а что не относящимся к делу. В этом случае всегда поможет грамотный консультант – такой, как в нашем агентстве. Не стесняйтесь обратиться с вопросами, мы всё объясним простым и понятным языком.
Хотя резюме соискателя – довольно сухой документ, всё же в нём должно быть кое-что человеческое. Для этого в резюме есть два блока – самый верхний и самый нижний.
В самом низу (или внизу справа, если вы форматируете резюме на две колонки) разместите блок, где в свободной, но максимально краткой форме расскажите о своих личных качествах. Здесь очень уместно указать парочку примеров того, как вы взаимодействовали с людьми «не за деньги», например, участвовали в благотворительности или студенческой самодеятельности. Здесь же совсем кратно перечислите два-три своих хобби или увлечений.
Не стоит думать, что эта личная информация – что-то дополнительное и необязательное. Если резюме пройдёт первичный отсев, то есть сможет заявить ваше соответствие желаемой должности, этот блок о личных качествах поможет работодателю увидеть в вас, помимо хорошего сотрудника, интересного человека. В любой организации, кроме выполнения должностных обязанностей, немаловажное значение имеет межличностное общение.
И, наконец, блок с персональной и контактной информацией всегда должен быть расположен в самом верху, шириной на всю страницу. В левую часть поместите своё имя и должность, на которую вы претендуете. Здесь же можно дать очень сжатую характеристику, как бы «экстракт» вашего резюме.
В правой части – контакты. Желательно указать не только номер телефона и электронную почту, но также возможность связаться с вами в мессенджере и посмотреть ваш профиль в соцсети, если он соответствует вашему профессиональному имиджу.
В середине верхнего блока разместите своё фото, соответствующее имиджу, который вы хотите отразить в резюме. Следует подобрать или даже специально сделать снимок без фривольности, но и без официоза. Если, конечно, вы не относитесь к тому очень небольшому числу людей, которым нравятся их фотография в паспорте.