Управление мотивацией сотрудников и развитие рабочих отношений в коллективе — часть ежедневной работы специалистов по персоналу. В этой статье расскажем об интересном опыте практического применения теории, на первый взгляд далёкой от профессии HR-специалиста.
Нередко можно услышать мнение о компьютерных играх как о чём-то несерьёзном, не достойном внимания серьёзного человека. Однако за последние два десятка лет компьютерные игры стали такой же частью нашей жизни, как интернет и кино. Почему уже давно никто не считает увлечение новинками или классикой кинематографа какой-то блажью?
Разработка видео-игр стала мощным направлением бизнеса. Соответственно, в нём появляются и развиваются теории, базирующиеся на соединении психологических знаний и бизнес-целей. Как гласит одно из определений, «геймдизайн — это процесс создания целей, которые игрок захочет достигнуть, и правил, которым игрок будет следовать в процессе принятия значимых решений на пути к достижению этих целей». Геймдизайн ориентирован на игроков точно так же, как маркетинг ориентирован на потребителя и завязан на изучении психологии потребительского поведения.
Работа специалиста по управлению персоналом и человеческим потенциалом лишь формально относится к сфере менеджмента. В существенной степени работа эйчара связана именно с маркетингом. Ведь маркетинг имеет два контура, которые условно можно назвать внешним и внутренним:
Внешний контур — это изучения рынка и конкурентной среды, и формирование на основе этого бизнес-решений.
Внутренний контур — это часть бизнес-менеджмента, связанная с настройкой бизнес-процессов, отвечающих задачам внешнего контура.
Необходимым компонентом этого внутреннего контура является система внутренних корпоративных коммуникаций. Простыми словами это про то, как брэнд (то есть руководство компании) взаимодействует со своими сотрудниками, а также как представляет себя потенциальным сотрудникам на рынке труда. Первое — это корпоративная культура, второе — рекрутинг, поиск и подбор персонала. И то, и другое — непосредственная работа эйчара.
В этой статье мы в основном рассмотрим вопросы корпоративной культуры, но в определённой степени это касается и рекрутинга.
Подбор персонала в сфере IT-бизнеса в наше время стал одним из ведущих направлений в работе HR-специалистов.Ни для кого не секрет, что именно среди айтишников наиболее велик процент геймеров, как профессионалов, так и просто увлечённых компьютерными играми пользователей. Причём многие из них давно уже не относят себя к молодёжи.
Совершенно естественным в таких условиях стало обращение HR-специалистов к теориям геймдизайна. Так в одном из номеров журнала «Директор по персоналу» рассказывается об опыте практического применения в работе с персоналом довольно широко известной теории геймдизайна, разработанной Ричардом Бартлом (Richard Bartle, co-creator of Multi-User Dungeon).
Теория интересная и породила как множество критики, так и версии её развития. Кратко её суть такова:
Дополнение третьей, весьма важной, оси аспектов является развитием базовой теории, и это развитие особенно важно для эйчара. Но об этом скажем немного позже.
На русский решено переводить словом «киллеры», поскольку в нашей культуре это словечко стало нарицательным обозначением умных и хладнокровных людей, добивающихся своей цели любыми способами.
Эти люди стремятся доминировать в сообществе, могут подвергать других обидным насмешкам, а ещё им очень нравятся рейтинги, то есть состязания с другими и победы в них. Наиболее приятны для них мини-батлы, то есть возможность быстрой победы. И эту победу киллер обязательно сделает громкой, а борьбу драматичной, не сторонясь агрессивных действий и манипуляций.
Вне всякого сомнения грамотный эйчар, занимающийся корпоративной культурой и отношениями сотрудников в рабочем коллективе, без труда сможет вспомнить таких «персонажей» в своём профессиональном опыте.
Что на русский решено было перевести как «карьеристы». То есть люди, стремящиеся к карьерным достижениям. В игровом сленге различные достижения и соответствующие награды за них принято называть ачивками. Ещё про этот тип говорят, что они «коллекционируют ачивки». Они с удовольствием участвуют в мини-батлах, но их интересует более далёкая перспектива, нежели сиюминутная победа.
Бартл говорит о них очень точно: они идут за золотом. В этом определении «золото» можно понимать и как валюту, и как медали, то есть награды. Причём, идя за золотом, коллекционер ачивок не откажется и от серебра. Поэтому больше мини-батлов они любят челенджи — более комплексные и продолжительные соревнования. Причём для настоящего карьериста повышенная сложность «вызова» (challenge – англ. вызов, трудная задача) является мотиватором.
Опять же, ничего незнакомого в этом описании для специалиста по работе с персоналом нет.
На русский решено перевести как «исследователи», поскольку именно так обычно переводится одноимённый юнит в играх типа Civilization. Такие игроки больше заинтересованы тем, как устроена предложенная им игра. Они стремятся понять её фичи и баги, то есть знать, как это всё работает и как этим можно воспользоваться в своих интересах. В сфере игрового бизнеса именно такие люди являются лучшими кандидатами на позиции тестировщиков.
Безусловно, такие люди есть и в трудовых коллективах. Те, которые с удовольствием рассказывают новичкам «как тут всё на самом деле устроено». Однако для HR-специалиста эти люди важны, поскольку могут являться ценным ресурсом компании.
Для этого слова не нашлось удачного русского перевода, поэтому используется весьма неуклюжая калька «социальщики». В английском это слово является по сути разговорным синонимом психологического понятия экстраверт. Такой игрок более всего заинтересован социальными связями и общением в сообществе игроков. Для них участие в состязаниях — это часть такого общения, они участвуют в них не ради победы, а ради участия. Им важно ощущать себя в команде, «делать общее дело». Именно эти игроки наиболее активно вживаются в игровой мир и «играют по правилам». Они же активно не приемлют тех, кто эти правила нарушает.
Для HR-специалиста, занимающегося корпоративной культурой, такие сотрудники — лучшие друзья и помощники. Они с готовностью включаются в организацию групп активности и налаживают горизонтальные связи.
Упомянутая выше дополнительная ось «сознательность vs. неосознанность действий» придаёт этой схеме динамику. Поскольку, как указывает сам Ричард Бартл, его схема не является жёсткой, а людям характерно меняться.
Вернее, со временем в любом сообществе происходят изменения. Дополнительная шкала позволяет осмыслить эти изменения в рамках предложенной теории — а именно: увидеть, как меняются базовые роли. Динамика этих изменений как раз очень важна дляHR-специалиста, поскольку задача нашей работы — управлять этими изменениями.
Итак, мы видим, что в каждом сообществе можно найти людей, соответствующих описанным ролевым позициям. Но эти позиции не статичны, они изменяются:
Обратная сторона этой медали — исследователь превращается в хакера.Такие люди гордятся тем, что «взломали систему». В лучшем итоге такие сотрудники уходят из компании, чтобы начать собственный бизнес.
Понимая характер и динамику описанных психотипов, сотрудник по персоналу, занимающийся корпоративной культурой, по сути выступает в роли комьюнити-менеджера.
Нетрудно заметить, что в описанной динамике развития психотипов есть позитивные и негативные для работы эйчара аспекты.
Знание описанной теории и грамотное её применение позволяет эйчару более эффектно и результативно выполнять свои рабочие задачи. Так в статье из журнала «Директор по персоналу» указывается, что службе по управлению персоналом в айти-компании удалось повысить активность сотрудников, направленную на укрепление бренда компании, в три раза.
Достигнуть такого результата позволила правильная настройка внутрикорпоративной социальной сети. С её помощью HR-специалисты геймифицировали участие сотрудников в корпоративных активностях и мероприятиях. При этом социально-игровая система и её ачивки, а также коммуникации между сотрудниками при взаимодействии в этой соцсети были разработаны и настроены в соответствии с описанной выше базовой схемой.
Кроме того, эйчарам потребовалось провести соответствующее тестирование персонала, чтобы выявить наличие и соотношение описанных психотипов в коллективе. О роли тестовых методик в работе отдела по персоналу мы уже писали в этой статье.