Кадровое планирование — часть общего бизнес-плана компании. В этой статье расскажем о двух методиках, позволяющих интегрировать кадровое планирование в стратегию развития компании.
План работы отдела кадров и кадровое планирование — две взаимосвязанных, но не тождественных элементов менеджмента предприятия. План работы отдела — рабочий документ, соответствующим образом составленный и утверждённый. Кадровое планирование — стратегическое решение, принимаемое руководством, на основе которого составляется план работы.
Кадровое планирование, то есть теоретически и методически обоснованное решение о распределении, пополнении, обучении и другой работе с человеческими ресурсами предприятия, не может быть чем-то статичным, делающимся по шаблону или образцу. Оно должно быть динамичным и гибким, чтобы отвечать актуальной экономической ситуации и бизнес-стратегии компании.
В теории и практике кадрового планирования есть несколько методов, чрезвычайно важных и полезных для HR-специалистов.Мы расскажем о двух из них, позволяющих провести систематизированный анализ имеющихся трудовых ресурсов и составить рабочий прогноз на основе этого анализа.
Этот метод предлагает вам провести анализ кадровой структуры своего предприятия по пяти базовым элементам, принципиально важным для успешной реализации бизнес-стратегии. Проводя этот анализ, вы сможете понять, какие элементы у вас имеются в достаточности, а каких не хватает или требуется их усовершенствование.
Так мы обозначаем сотрудников, имеющих нужный опыт и навыки, личные качества которых соответствуют ценностям и культуре вашей компании. Эти люди составляют основной «человеческий капитал» вашей компании.
Этот элемент представляет собой «карту навыков», которыми, благодаря наличию определённых сотрудников, располагает ваша компания. Также эта карта помогает сориентироваться в том, какие сотрудники нужны вашей компании, чтобы обеспечить её развитие. О том, как построить такую карту — второй метод, о котором расскажем далее.
Этот элемент анализа позволяет вам оценить, насколько эффективно распределяются полномочия и происходит коммуникация между подразделениями внутри организации? Хорошо ли взаимодействуют между собой отделы, нет ли разрывов в бизнес-процессе или, наоборот, имеются малоэффективные совмещения функций?
Вводя этот элемент в свой анализ, вы сможете понять, способствует ли ваша организационная структура хорошей коммуникации, эффективному сотрудничеству и рациональному использованию ресурсов. Если нет, возможно, вам потребуется предложить руководству внести некоторые структурные изменения.
Включение этого элемента в свой анализ потребует от вас составить реалистичный прогноз роста компании и соответствующей потребности в рабочей силе. Для этого необходимо учитывать ряд факторов, от сезонности и плановых темпов роста, до внедрения новых технологий и общей экономической ситуации.
Данный элемент анализа должен подсказать вам, достаточно ли у вас сотрудников для того, чтобы дефицит кадров не стал для вас проблемой, или же вам требуется ввести меры по сохранению или сокращению размера вашего штата.
Также этот элемент анализа позволяет вам понять, насколько удачно выполнено распределение сотрудников в подразделениях организации. В частности, возможно, вам необходимо дополнить штат какого-то из офисов или привлечь внешние ресурсы, фрилансеров или ещё как-то решить рабочие задачи.
Этот элемент можно назвать элементом самоанализа. Он позволяет вам понять, насколько те мероприятия по подбору персонала, профессиональному обучению и личному развитию, которые вы проводите, рентабельны в общем бизнес-плане компании. Об этом позволяют судить такие параметры, как:
Используя эти «5 правильных элементов», вы сможете выполнять кадровое планирование на высоком профессиональном уровне.
Этот метод предложен международной компанией TogglHire, специализирующейся на разработке программного обеспечения для кадровых служб.
Карта представляет собой таблицу из 9 блоков, с помощью которой вы можете наглядно представить расстановку сил в вашем коллективе. Такая расстановка позволит вам оценить эффективность работы сотрудников и будущий потенциал в рамках разработки кадровой стратегии.
Подобного рода табличные методы анализа широко используются, так что вам может быть понятна схема этого анализа без развёрнутых объяснений.
По одной оси сотрудники распределяются по признаку обладания низким, средним или высоким потенциалом в своей профессиональной сфере. Другая ось оценивает актуальную производительность сотрудников. Например, сотрудник может показывать низкую производительность, но обладать высоким потенциалом. В этом случае он попадает в сектор «Подающий большие надежды». Такие люди нуждаются в дополнительных программах развития или обучения. Или же в секторе «Надёжный профи» находится сотрудник с высокими показателями, но низким потенциалом. Возможно, этот сотрудник не будет справляться с задачами оперативного руководства, но может быть хорошим наставником для новичков.
Использование этого метода расстановки позволяет вам не только наглядно оценить состояние вашего штатного расписания, но и представить себе перспективы своей деятельности, распределение сил и бюджета.
Надеемся, что эти методы помогут вам в работе, а в вопросах подбора новых сотрудников и получения качественных и релевантных контактов соискателей вакансий вам помогут специалисты нашего кадрового агентства.