Аутсорсинг или аутстаффинг — в чём разница и в каких случаях для работодателя одно лучше другого.
Оба эти термина — аутсорсинг и аутстаффинг — появились в профессиональном языке менеджеров и кадровых агентств совсем недавно. Хотя сами эти явления известны российским работодателям довольно давно.
Привлекать сторонних специалистов или даже целую организацию для выполнения какой-то части работы было типичным ещё в СССР. Тогда появилось понятие «головное предприятие», которое выполняло основной госзаказ. К этому предприятию «прикреплялись» производители отдельных узлов и агрегатов, которые выполняли эти работы на своих мощностях, но для головного предприятия.
В 90-х первыми аутсорсинговыми компаниями стали рекламные и PR-агентства, а также частные охранные предприятия, которые стали обслуживать соответствующие направления деятельности коммерческих и государственных компаний, становясь их долгосрочными подрядчиками.
Итак, суть аутсорсинга состоит в том, что компания или предприятие передаёт выполнение определённых задач или функций стороннему поставщику услуг, специализирующемуся на их выполнении.
Как правило, это делается на долгосрочной основе. Эти функции могли бы осуществляться внутри организации, однако это означало бы расширение штата и увеличение других издержек, что во многих случаях экономически нецелесообразно.
Именно в этом, в частности, состоит удобство привлечения внешнего кадрового агентства, которое может работать как дополнение к штатному отделу кадров или даже полностью закрывать его функции.
Термин «аутисорсинг» происходит от английского выражения outer source, то есть «внешний источник». Имеется в виду источник ресурсов — агентство или небольшая компания, профессионально выполняющая определённый объём работ и располагающая соответствующими собственными ресурсами.
Термин «аутстаффинг» связан с понятием staff, штатный персонал, и означает использование внештатного персонала или выведение собственного персонала за штат. Так обозначается довольно новая для России модель работы с кадрами, когда работники юридически оформлены в одной организации, но фактически работают в другой.
Важно! Аутстаффинг — это не заёмный труд, который с 2016 года официально запрещён (статья 56.1 Трудового кодекса РФ).
Аутстаффингом называется кратковременное (не более 9 месяцев) предоставление сотрудников в управлению другому работодателю. При этом данную услугу может предоставлять только аккредитованное агентство, ведущее деятельность по подбору персонала и временному трудоустройству.
Такое агентство называется аутстаффером. Оно предоставляет клиенту-работодателю работников, которые числятся в штате аутстаффера, но выполняют работу, поручаемую заказчиком. Соответственно, заказчик временно получает необходимых ему сотрудников, при этом ему не нужно решать никаких административных вопросов и расширять своё штатное расписание.
Таким образом, различия между аутсорсингом и аутстаффингом весьма существенны и заключаются в следующем:
Как вы уже поняли, аутсорсинг и аутстаффинг позволяют эффективно решать кадровые вопросы. Привлечение специалистов на аутсорсе удобнее всего в том случае, когда вам требуется решение определённой задачи, которая не интегрирована глубоко в деятельность компании. Соответственно, для этого нет необходимости выделять значительные ресурсы, расширять штат и увеличивать фонд оплаты труда.
Также аутсорсинг удобен и эффективен, когда вы развиваете новое направление деятельности «с нуля» или задача имеет сезонный характер.
А вот для решения объёмных задач и нехватке рабочих рук лучше подойдёт аутстаффинг. Особенно, если у ваших штатных сотрудников есть чёткое понимание того, что и как нужно делать. В этом случае аутстаффинг позволяет усилить ваш штат, чтобы выполнить задачу в ограниченные сроки.
В связи с тем, что любое решение кадровых вопросов имеет определённые юридические особенности, советуем посмотреть выпуск нашего видео-подкаста с бизнес-юристом и основателем юридического бутика Аидой Земляновой.