В этой статье представлен обзор исследования НАФИ о кадровом потенциале российских компаний и некоторые выводы из него.
Весной 2023 года Национальное агентство финансовых исследований (НАФИ) провело свой очередной опрос для исследования жизненных и карьерных приоритетов россиян, а также практики поддержки карьерного развития со стороны работодателей. Всего было опрошено 1300 респондентов — работающих людей в возрасте от 18 лет. Опрос проводился так, чтобы респонденты представляли все 8 федеральных округов.
Анализ данных опубликованного исследования позволяет выделить четыре основных тренда в актуальном состоянии рынка трудовых ресурсов:
Многие исследователи в настоящее время отмечают ухудшение материального положения граждан России. Поэтому не удивительно, что большинство участников опроса поставили высокий заработок и семейное благополучие на первые места по значимости, а профессиональную самореализацию отодвинули в область менее значительного.
Для понимания этого фактора следует так же обратить внимание на то, что между понятиями «высокий заработок» и «профессиональная самореализация» есть кардинальная разница.
Первое — совершенно конкретная, ощутимая категория: деньги. Это означает, по сути, всё: личный и семейный достаток, благополучие, решение материальных проблем и более широкий горизонт возможностей.
Второе — категория довольно аморфная, весьма субъективная. Как говорится, самореализацию на хлеб не намажешь. По сути, она ничего не означает. Вернее, каждый может понимать её по-своему. Ясное или подсознательное понимание расплывчатости этой категории и превращает её во что-то малозначительное. Что-то вроде популярного лозунга, который все повторяют, но никто в него на самом деле не верит.
Важным подтверждением этого является то, что только 15% опрошенных назвали карьерный рост своей ведущей рабочей мотивацией. Это отражает общее состояние корпоративного климата в российских компаниях. Судя по этим ответам, в большинстве своём они воспринимаются работниками как довольно жёсткие консервативные механизмы с малой внутренней мобильностью.
Однако, при том, что почти половина (45%) опрошенных сообщили, что высокая зарплата является для них главным мотивирующим фактором, больше четверти из них (27%) всё же ценят возможность видеть результаты своей работы. Это коррелирует с главным трендом трудовой культуры современности:
Современное состояние массовой трудовой занятости характеризуется совершенно новым качеством, появившемся как результат организационных изменений, вызванных пандемией ковида. Дальнейшие события лишь усилили этот тренд. В современной ситуации всё большее число трудоспособных граждан предпочитают работать «вне офиса»: на «удалёнке», во фрилансе или на условиях временных контрактов.
Такая занятость позволяет людям устраивать свою рабочую активность более удобным для них образом, находить возможности высокого заработка и при этом меньше зависеть от жёстких условий работодателя. В то же время они остаются ответственными за свою работу и даже более заинтересованы в её результативности.
Соответственно, и со стороны работодателя эта «новая реальность» требует изменения подходов к организации труда — поиска и предложения альтернативных форм трудовой занятости, адаптации к новому запросу со стороны работников и соискателей работы.
При этом данные опроса не вызывают сомнений в том, что люди прочно связывают свою карьеру с социальным статусом и положением. Престижность занимаемой должности прямо является прямым отражением материального достатка. Соответственно, это же означает и степень удовлетворённости своей карьерой. Её высказали 70% респондентов.
Однако в двух случаях участники опроса заявляли свою заинтересованность в развитии карьеры — это молодёжь и люди с небольшим стажем работы, а также представители руководящего звена организаций. Первые — в начале трудового пути и надеются на его перспективы, вторые видят возможности улучшить своё положение.
В большинстве социологических исследований последнего времени принято говорить о том, что такое явление как «средний класс» в современной России не сложился. Тем не менее, материалы данного исследования НАФИ позволяют условно выделить такой «средний класс» работающих россиян. Это представители рабочих специальностей, люди без высшего образования и граждане старше 45 лет. Этот «средний рабочий класс» демонстрирует пассивность и отсутствие заинтересованности в карьере. Можно с некоторой уверенностью полагать, что более актуальным для них являются опасения потерять имеющийся уровень доходов, стремление «сохранить хотя бы то, что есть» и настороженное, скорее негативное отношение к разного рода новшествам.
Это согласуется со вторым ведущим трендом современного состояния рынка труда:
Высокие технологии всё активнее входят в нашу жизнь, буквально захватывая многие направления трудовой деятельности. Автоматизация процессов и повсеместная компьютеризация существенно изменяют как условия организации рабочего процесса, так и требования к сотрудникам.
В силу этого всё более высок запрос не только на квалифицированных IT-специалистов, но и на общую компьютерную грамотность. Использование искусственного интеллекта пока ещё остаётся своего рода диковиной в бизнесе, но уже понятно, что более активное внедрение ИИ — дело ближайшего будущего.
Потребность в «айтишниках» является теперь более широким трендом, охватывающим уже не только предприятия сферы высоких технологий. При этом на рынке труда отмечается дефицит квалифицированных кадров именно в этой области. Компании вынуждены бороться за работников айти-сферы, повышая размер их заработной платы, порой в непропорционально высокой степени. Это приводит к перекосу не только в общих условиях рынка труда, но и в финансовой деятельности предприятий. Они вынуждены отказываться от некоторой доли доходов ради повышения зарплат и дополнительного обучения или переобучения персонала.
Впрочем, исследование НАФИ показывает, что дефицит квалифицированных кадров — более общее явление. Сильный кадровый голод испытывают не только организации, непосредственно связанные с IT-сферой, но и предприятия обрабатывающей промышленности, водоснабжения, добычи полезных ископаемых, а также транспортные и логистические компании. Этот третий из основных трендов современного рынка труда можно обозначить как
Квалифицированные сотрудники — половина успеха любого бизнеса. В современных условиях отмечается растущий дефицит ресурсов именно в этой половине.
60% принявших участие в исследовании трудоустроенных россиян назвали своим основным стремлением в ближайшей рабочей перспективе повышение заработной платы.При этом почти половина опрошенных (47%) заявила, что не видит такого стремления со стороны руководства. Более того, четверть респондентов (26%) считают, что руководство компаний скорее не заинтересована в повышении благосостояния своих сотрудников и ничего для этого не делает.
Отношение руководства к сотрудникам, по данным исследования НАФИ, является ключевым фактором в восприятии гражданами своих карьерных перспектив. Вернее, в этом факторе можно выделить два аспекта. Первый — прогрессивное руководство и позитивная рабочая атмосфера в трудовом коллективе. Второй — поддержка семьи.
Эти аспекты можно назвать внешними и внутренними условиями карьерного роста. Учитывая то, что карьерное положение прочно связывается в сознании респондентов с социальным статусом и достатком, можно с достаточной уверенностью сказать, что внутреннее условие —поддержка семьи — выступает как вторичное по отношению к внешним условиям. Будет хорошо оплачиваемая работа — будет и поддержка семьи.
Однако то, что почти половина опрошенных видит в отношении руководства компаний скорее негативный момент в карьерном вопросе, не может не настораживать. Поэтому четвёртый актуальный тренд современного состояния рынка труда:
Компаниям, желающим привлечь или удержать квалифицированный персонал, мотивированный на развитие своей карьеры, важно демонстрировать осознание своей социальной ответственности, важность принятия мер для решения экологических проблем (эта тема чувствительна для значительного количества молодёжи), а также необходимости мер социальной защиты (чувствительная тема для людей в возрасте 45 и старше).
Важно, чтобы это не было просто декларацией. Это должно явственно присутствовать в стиле руководства и организации рабочего процесса.
Это важно, поскольку в общих социально-психологических установках россиян, принявших участие в опросе, чётко прослеживалось, помимо различных ограничивающих стереотипов, вроде «женщины — плохие руководители», «надо выбирать — либо работа, либо семья», «инициатива наказуема» и «больше ответственность — больше проблем», стереотипное недоверие к громким заявлениям высшего менеджмента.
Это двойственное отношение — стремление зарабатывать больше и при этом недоверие к заявлениям руководства компаний о заботе о своих сотрудниках — является по сути базовой характеристикой существующих отношений между работниками и работодателями на отечественном рынке труда. HR-специалистам необходимо не только отдавать себе в этом отчёт, но и вырабатывать методики, отвечающие актуальным тенденциям и, в частности, трендам, описанным в этом обзоре.
Быть в курсе событий и помочь грамотно реагировать на вызовы современности — одна из профессиональных задач сотрудников Кадрового агентства Екатерины Маниной. Узнайте о том, какие консультации и услуги по массовому подбору персонала и точечному рекрутингу мы готовы предложить вам уже сейчас.